Oбнaружить в Бeлoрусскoм экзaрxaтe МП бeсстрaшныx свящeнникoв былo тaкoй жe нeoжидaннoстью, кaк увидeть прoтeсты бeлoрусoв
Всe, чтo прoисxoдит нa цeркoвныx фрoнтax Бeлaруси, oчeнь нaпoминaeт мнe сoбытия стoлeтнeй дaвнoсти в Мoсквe, a пoтoм в Киeвe. Oдин изо клaссикoв укрaинскoй цeркoвнoй истoрии писaл, чтo вслeд зa нaциoнaльным вoзрoждeниeм всeгдa приxoдит цeркoвнoe.
Eщe вчeрa мoй мaтeриaл o сoбытияx в Бeлaруси нaчинaлся бы тaк. Цeркoвнaя дeмoкрaтизaция Бeлoрусскoй прaвoслaвнoй цeркви (oфициaльнo – «Бeлoрусский экзaрxaт Мoскoвскoгo пaтриaрxaтa» и eгo кaнoничeскoe пoдрaздeлeниe) зa часы прoтeстa рaзвивaлaсь нeвидaнными тeмпaми, и вскoрe былa oбнaрoдoвaлa пoзиция oчeнь искрeнниx и бeсстрaшныx клирикoв. Oбнaружить иx в Мoскoвскoм пaтриaрxaтe былo тaкoй жe дикoвинкoй, кaк oбнaружить талант к протесту самих белорусов.
Сие еще не свербеж автокефалии. Вовсе блистает своим отсутствием, я просматривала аккаунты верующих и активных белорусов. Их мысли и мнения – сие скорее благодарность клирикам страны следовать поддержку протестов и позыв реформ и обновлений. Хотя у нас 100 полет назад это в свой черед начиналось не подобно ((тому) как) движение от Москвы, а моция от государственной опеки и контроля. Неизвестно зачем что позиция Беларуси – сие уже заявка получи другое православие, немосковское, непровластное, паче человечное и более… христианское.
Но теперича главной новостью медиа отсюда следует смещение прежнего патриаршего экзарха митрополита Павла и направление нового экзарха Вениамина. Сим решением Синод Московской церкви конкретно дал понять: церквушка в Беларуси должна сохраниться под ногтем Москвы, и никаких шатаний в сторону протестующего народа считать не велено.
Как бы то ни было, сначала давайте обзорно вспомним, ровно вело себя кар разных конфессий Беларуси вот время протестов.
Вопреки на то, что-нибудь самой многочисленной группой в Беларуси являются православные, первыми активную «предвыборную» позицию заняли римо-католики. Об этом много значит помнить, поскольку сие церковная история Беларуси. До сей поры за три недели по даты голосования римо-католики начали состоять молебны против фальсификаций и создали общественную инициативу: «Христианин не фальсифицирует». Католики обращались и к верным, и к членам избирательных комиссий, и к духовенству с напоминанием: подлог – тяжелый нехорошо. Их иерархии и верные были едины в своих критических оценках прошедших выборов. Однако, ничего удивительного: сие католики, у них свое особое молва, их начальство сидит никак не в Москве.
Но православные как и дремали недолго. Накануне голосованием они запустили флешмоб, идеже выступали против фальсификации и подавления свободы сплетня. Священники распространяли в своих аккаунтах картинку с соответствующим содержанием.
Первая воздействие. Ant. игнорирование предстоятеля РПЦ бери результат выборов очевидная. Основоположник Кирилл поспешил поприветствовать Лукашенко и благословил получай нелегкий труд. К нему присоединился и возьми тот момент патриарший глава в Беларуси Павел.
А после (этого грянули протесты и избиения протестующих. И тута мы увидели ка другие, неподобострастные лица (в нынешней ситуации ли) не лики?) бесстрашного белорусского православия.
Я думаю, что-что в Москве в Даниловом монастыре многие вздрогнули, в некоторых случаях прочли открытое микрография к патриарху Кириллу известного священника Федора Людоговского. Я, соблюдая весь знак, прямо пишет патриарху РПЦ, что-нибудь «миллионы православных христианин, которых Вы считаете своей паствой (якобы в Российской Федерации, неведомо зачем и в Республике Беларусь и в других странах), восприняли Ваше приветствие, как Ваш частный выбор в пользу грубой силы и т. е. противление правде Божией, равно как акт вопиющего цинизма и лицемерия. Казалось бы, могли ли ты да я ожидать от Вы иного, после итого, что случилось в предшествующие годы? Хотя надежда всё но была – задолго. Ant. с последнего момента. Якобы Вы думаете, угодны ли задним числом этого Ваши молитвы Богу? Слышит ли Дьявол их?»
Сильнее того клирик просит патриарха принять вид к Путину с предостережением – далеко не присылать в Беларусь «отпускников» и замечает, чего такое «нацеливание не вернет Вы остатки утраченной репутации; и проблематично ли оно паки обратит к Вам сердца Вашей паствы. Однако… хотя бы более-менее исцелит те раны, которые Ваш брат нанесли своей собственной совести».
Незадолго свое поздравление Лукашенку отозвал и белорусский глава.
Подалее – больше. Пресвитер Александр Кухта написал гневное, пробирающее поперед костей письмо о волюм, как избивают людей в тюрьме получи Окрестина.
Православных священников, которые поддержали флешмоб с картинкой, начинают упрессовывать органы власти, они удаляют домашние имена, а на их поле приходят новые.
В это же година на проповеди с сильнейшей речью выступает архиепископ Гродненский Здоровый. В его очень эмоциональной речи важно не только приговаривание репрессий и благодарность своей пастве следовать мирные ненасильственные протесты, так и моменты славной истории как белорусских священников, которые «лежат сверху Соловках и Беломорканале», и поддерживание рождающегося нового поколения. А обращаясь к старшему поколению священников, спирт упрекает их по (по грибы) комсомол, ложь и целое эти фальсификации, после то, что их воспитанники ноне с цепи сорвались и бьют протестующих. Российские медиа поспешили заклеймить владыку Артемия: тырли-мырли, в Белорусской церкви растет собственный Драбинко, будем осторожны.
Наплевать проходят межконфессиональные крестные ходы, идеже вместе идут и католики, и православные, и протестанты.
Какое-ведь время РПЦ без слова (растерянно) наблюдала вслед всем происходящим. Разве ладно, «отравленная» автокефалией и свободой Малороссия, но Беларусь… Кто такой б мог подумать! Хотя потом священноначалие опомнилось. По первости последовала реакция официальной Белорусской церкви. Сие еще не воспрещение духовенству участвовать в акциях, а мягкий совет сдержаться: «Православная капелла полагает неприличествующим своей миссии тсс к участию или неучастию в политических акциях, же решительно осуждает шабаш виды насилия, разжигания ненависти и нетерпимости в чей-нибудь бы то ни было надсыл, будь то люди в белых халатах, милиция, педагоги, представители высшие круги или же какие-либо другие социальные группы». А что-нибудь касается выступления владыки Артемия, ведь официальная церковь заявила, как будто «любые заявления в лапа с нынешней непростой ситуацией в Республике Беларусь, сделанные отдельными представителями Белорусской православной церкви, во вкусе священнослужителями, так и мирянами, являются формой выражения их личной гражданской позиции и отражают офигенно личный взгляд заявителей в происходящее. Все сии заявления не являются отражением официальной позиции Белорусской православной церкви, и они неважный (=маловажный) должны восприниматься иль интерпретироваться в интересах кой-либо стороны».
Я думаю, ась? райтеры Белорусской церкви безусловно слукавили, поскольку речи звучали ото самых что ни получай есть титулованных и известных священников и епископов. Же, скорее всего, Столица требовала именно такого склада формулы. Впрочем, что такое? бы там ни писал сайт Белорусской церкви, истина состояла в том, по какой причине священнической хор Белорусской церкви Московского патриархата всенародно, под запись пел получи и распишись ступенях консерватории молельный гимн Беларуси, а жены священников этой но церкви работали волонтерами и перевязывали раны протестующим.
Минувшее синод Российской православной церкви провел кадровую смену. Возлюбленный заменил ее руководителя митрополита Павла держи этнического белоруса экзарха Вениамина. Разик уж мы прибегаем к украинским аналогиям, у меня напрашивается до сего времени одна. Как москвичи в 1992 году следом автокефального демарша Филарета дали нам блаженнейшего Владимира, приблизительно и сейчас против зашатавшегося Павла (начинай не смогли ему возражение лояльность к протестующим) поставили Вениамина. А давайте вспомним, отчего стало с покойным блаженнейшим Владимиром, которого нам прислали к укрепления московской церковной руководство? Он встал держи путь независимости, а Белокаменная его возненавидела.
Ты да я не знаем путешествие развития владыки Вениамина. Так кровь не водичка, и история – коварная в своем повторении хмырь. Не факт, который верующий и, говорят, нелицемерный Вениамин не проникнется болями и стремлениями своего народа. Тем больше, что закваска в Беларуси оказалась без меры неплохая, и уже беда четко можно вклеивать о пробелорусской партии клира. Вот именно и исторические и канонические основные принципы для автокефалии лопать (об этом основательно – в другом материале).
Настоящее) время белорусы не употребляют красивые слова автокефалия, как и невыгодный употребляют слова Базар… Они маловыгодный знают, что такое самоуправление и нужна ли возлюбленная им. Но они ранее к ней идут. Идут, аж не понимая, к какому замечательному древу и держи какое высокое небосвод они приставили свою лестницу.
Лана Самохвалова, Азагориум