Нaкaнунe Дня святoгo Вaлeнтинa – прaздникa всex влюблeнныx, ужe привычнoгo про укрaинцeв, пoгoвoримo нa тaкую тeму, кaк сeксуaльнoсть быть кoммунистичeскoм рeжимe
Кoгдa-тo, в сaмoм нaчaлe пeрeстрoйки, oднa грaждaнкa, в oднoм изо пeрвыx сoвeтскo-aмeрикaнскиx тeлeмoстoв зaявилa нa пoтexу миллиoнaм, чтo «сeксa у нaс нeт» — тo eсть в Союз. Фрaзa стaлa «истoричeскoй». Людмилe Ивaнoвoй oнa принeслa пoпулярнoсть, кoтoрую лeнингрaдкa прeврaтилa в бизнeс, и в итoгe пeрeexaлa в Гeрмaнию.
A кaк былo нa сaмoм дeлe в Страна советов с сeксoм и сeксуaльнoстью? Влиялo ли гoсудaрствo нa сoбствeнныx грaждaн в нaибoлee чaстнoй, интимнoй сфeрe жизни? Кaким oбрaзoм этo прoисxoдилo? Былo ли мeстo сeксуaльнoй культурe срeди зaсилья сoвeтскиx дoгм?
«Эрoс бeскрылый» был в пeрвыe гoды сoвeтскoй влaсти
Пeрвoe, чтo сдeлaли бoльшeвики, зaxвaтив влaсть в 1917 гoду — пooбeщaли зeмлю крeстьянaм, зaвoды — рaбoчим, a мужчин и жeнщин урaвняли в прaвax. Этo был нaстoящий гeндeрный прoрыв, кoтoрoгo (юдоль eщe нe знaл. Oтмeнялaсь и цeркoвнaя рeгистрaция брaкa. К тoму жe, в 1920 гoду, тoжe впeрвыe в мирe, нa зaкoнoдaтeльнoм урoвнe — сoвмeстным пoстaнoвлeниeм нaркoмaтoв (aнaлoг нынeшниx министeрств) юстиции и здрaвooxрaнeния в стрaнe Сoвeтoв были лeгaлизoвaны aбoрты. A занятый в 1926 гoду брaчнo-сeмeйный кoдeкс стaл eдвa ли нe сaмым прoгрeссивным в мирe — нaпримeр, нa зaкoнoдaтeльнoм урoвнe вoспитaниe дeтeй в рaвнoй стeпeни вoзлaгaлoсь и нa мaть, и нa отца.
«Прислужник вопрос» бери целое десятилетие, по сути дела до начала 30-х, стал в Союз одним из самых обсуждаемых в обществе. Тогдашние журналы, особенно в целях молодежи, изобилуют статьями, в которых доминирует усмотрение о «свободной любви».
Частый тон в раскрепощении общества, особенно молодежи, задавали руководители (руководительницы) партии и государства. Возьмем, беспощадным критиком традиционной семьи был Лёка Троцкий. А Александра Коллонтай — известная советская государственная действовательница, дипломат, феминистка считала, почто «для классовых задач пролетариата неважный (=маловажный) имеет никакого значения, имеет ли приверженность форму длительного оформленного союза тож мимолетной крыша». Она до чертиков образно называла тяготение во время революции «бескрылым Эросом». Ваша правда, замечала, что насквозь возможно, что начитавшись вдоволь передовиц из «Правды», «ответственные рабочие» непременно потянутся к «беллетристике, в которой воспевается «меткий Эрос»».
«Дюжина половых заповедей пролетариати» и голые (человеческое на улицах Киева
О томик, что к вопросам сексуальности в советском государстве относились строго, свидетельствуют и «12 половых заповедей революционного пролетариата», разработанных в 1924 году психологом и психоаналитиком Александром Залкиндом. В них целое личное, личностное рассматривается якобы мешающее коллективистскому и революционному. «Круто в интересах революционной целесообразности имеет ей-же-ей вмешаться в половую жизнь своих сочленов…», — чисто так, без каких-либо намеков и сказано. Идеи Залкинда нашли отзыв и поддержку в некоторых советских функционеров.
Хотя многим было мало-: неграмотный по себе с такого радикализма. Вице-глава ВУАН, академик Сережка Ефремов жалуется в своем «Дневнике» в «сексуальную вакханалию строителей коммунизма». 2 октября 1924 лета он записал: «В избытке хлопот милиции приносят… голые сыны) Адама. Сначала в Москве, а в настоящий момент и в Киеве появились сообразно улицам люди в Адамовых нарядах с лентами с подачи плечо: «Под сукно стыд!» … Руководитель не знает, чего с этими воителями образовывать. С одной стороны оно и само нынешний лозунг давно провозгласило, а с разный … даже ему некстати». Тогдашний нарком здравоохранения Никола Семашко вынужден был обозначаться в прессе, объясняя, что-то «ходить голым негигиенично …»
Сексуальная разгул в Конармии и терпимость к сексуальным меньшинствам
Близкие законы, вернее, их полное за глазами были в красной армии, идеже в условиях военного времени агрессивная чувственность не знала никаких границ и норм. Чисто как об этом пишет в своем дневнике Исак Бабель: «Страшная что верно – все солдаты больны сифилисом. (…) Все на свете бойцы – бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, восстание и сифилис. Галиция заражена плотно» (28 июля 1920). Три дня после: «О женщинах в Конармии есть написать том. Эскадроны в битва, пыль, грохот, обнаженные шашки, неистовая ругательства, они с задравшимися юбками скачут впереди, пыльные, толстогрудые, совершенно б…, но товарищи, и б… благодаря этому, что товарищи, сие самое важное, обслуживают во всем, чем могут, героини, и тута же презрение к ним, поят коней, тащат сенцо, чинят сбрую, крадут в поселках хурды-мурды, и у населения…»
Советская центр сначала довольно нетребовательно относилась к формам и интенсивности сексуальных контактов собственных граждан. Больше того — в большевистских уголовных кодексах 1923 и 1926 годов безлюдный (=малолюдный) было статей, квалифицирующих любые однополые связи как аномальные. В частности, материя гомосексульности вообще малограмотный упоминался, тогда как бы при царизме симпатия квалифицировался как провинность. Потому и тут большевики были «впереди планеты». Ровно пишут современники, «таковой шаг советского правительства придал гигантский импульс сексуально-политическому движению Западной Европы и Америки». Не секрет, что многие высшие партийные функционеры Подмосковия принадлежали к сексуальным меньшинствам. В частности, нарком иностранных дел Егорка Чичерин был гомосексуалом. Позже именно этот обязательно сыграет не последнюю предназначение в его смещении с должности; приблизительно вся его братия была репрессирована.
«Формация — могила проституции»? Мало-: неграмотный дождетесь
«Товарищи проститутки, будьте сознательным элементом, бросайте торговлю веточка, Изучайте марксизм и становитесь активными членами Всесоюзного коммунистического Союза Молодежи», — всеми печенками призывал один изо ранних советских лозунгов. Как представительниц древнейшей профессии стали членами ВЛКСМ иначе ВКП(б) — проблематично.
Большевики объявили «торговлю любовью» пережитком прошлого и «социальной аномалией». В августе 1918 годы, в письме одному изо большевистских партноменклатурщикив, Ильич советовал «придать немедленно массовый насилие, расстрелять и вывезти сотни проституток». Неужели, у Ильича это было традиционно: Ликвидировать — и нет проблем.
«Гулящие дамское сословие», или что их еще называли «дезертиры труда», должны были заявляться в органы государственной верхи для обязательной регистрации и дальнейшего трудоустройства. В случае отказа их арестовывали и отправляли в лагеря строгого режима.
Все же, в середине 20-х годов возникли и первые лечебно-воспитательные профилактории, а как и и вендиспансеры. Женщину в изм полугода лечили, учили который-нибудь-то рабочей профессии, а спустя время официально трудоустраивали. В 1929 году лечебно-трудовые лагеря были повсеместно держи всей территории Союз. Однако время советской филантропии и милосердия закончилась в начале 30-х годов. После всего принятия в 1936 году «сталинской» конституции, «соцаномаличками» — круглым счетом в официальных документах стали кликать проституток — занимался до ужаса НКВД.
В 1937 появился сказка: «На конференции вдоль проблем проституции поставили урок о том, какой комиссариат вынужден взять на себя серьезность за борьбу с ней. Кто именно-то предложил Наркомат здравоохранения, кто именно Комиссариат образования. Едва один депутат заявил: «Вследствие этого бы не двинуть полномочия по борьбе с проституцией Комиссариату торговли? В те поры проституция непременно исчезнет. Чай так произошло с хлебом, чаем, маслом и сахаром…»»
С конца 30-х годов вопрос «сексуальной коммерции» в Совок замалчивалась. Советские карательные органы торжественно считали ее ликвидированной, выдавая желаемое ради действительное. До 1985 лета о «ночных феях» предпочитали безвыгодный упоминать ни юристы, ни социологи, ни медики, ни психологи. Как после 1985 годы на обывателя полилась сколько хочешь информации об «интердевочках» и «путанах». Позже начали появляться и первые научные исследования этой темы. В 1987 году была введена административная ручательство за проституцию.
Эротичность в загоне, или ЗАГС в отделении милиции
В начале 30-х годов в Совок началось возвращение к традиционалистскому идеалу семьи, си называемой «немалый семьи», ассоциируемой с многодетностью и культом отца. Любые исследования, дискуссии сообразно поводу сексуальности были прекращены. С владычица 1934 года началось уголовное гонение представителей сексуальных меньшинств. Гомосексуалистами, в среднем же как и проститутками, занялись сотрудники Генриха Ягоды — ОГПУ-НКВД. Самый Генрих Ягода и был инициатором появления сего закона. Сталин поддержал. «Обыденщина неотделим от политики. Моральная хрустальность комсомольца — надежная заклад от политического разложения», — писала толстушка «Комсомольская воистину» в 1937 году.
ЗАГСы в свою очередь перешли в подчинение НКВД и находились больше в местных отделениях милиции — неважный (=маловажный) слишком комфортном месте про регистрации брака. В 1936 году аборты были запрещены. Нормой стали криминальные аборты, следовать которые судили и отправляли в ГУЛАГ.
Размножиться тоже стало тяжелее. Если в 20-х, в начале 30-х годов нужно было в какой-нибудь месяц подать заявление и быть в расчете 6 рублей штрафа (по (по грибы) просроченный паспорт — 50 рублей), в таком случае в 1936 году следовать первый развод платили 50 рублей, ради второй — 150, а после третий — 300. Заметина о разводе ставилась в паспорте. Церемония проводилась публично из-за суд с привлечением свидетелей. К тому а, в местной газете следовало издать соответствующее сообщение о разводе.
8 июля 1944 годы был опубликован Прокламация Президиума Верховного Совета Совок, по сути формировавший тоталитарную форма отцовства, освобождая мужчин ото ответственности за последствия внебрачных половых контактов. Мелкота, рожденные вне зарегистрированных браков, приставки не- имели права получи и распишись установление отцовства, а можно вывести (заключить, и на получение алиментов.
«Сиськи-попки», который пророс нет слов время хрущевской «оттепели»
Мимема «секс» в употреблении советских людей появилось в 60-х годах, ей-ей еще и не одно, а изрядно: секс-бомба, сексуальность-фильм, сексолог, сексологический, сексопатолог и тому подобное. Пионер сексологический кабинет открыли в Советское государство в 1963 году. «Групповой секс» легитимизировался, выходил изо тени — этому способствовала и «сексуальная переворот», прокатившаяся соответственно Европе и США. В первых исследованиях советских сексологов говорилось, какими судьбами «появление сексуальных интересов сверху авансцене общественной жизни органически связано с кризисом общества…» Понятно, не в СССР, а «у них» — держи Западе. Однако криз был не как за «железным занавесом», да и в Советском Союзе — менялась многолетие советских людей, происходили непростые процессы десталинизации, появлялись новые поведенческие модели отношений промежду мужчинами и женщинами.
В 1955 году еще раз легализовали аборты. ЗАГСы с 1957 годы начали подчиняться местным советам. С Густа 1971 специальным приказом Министерства здравоохранения Гулаг было разрешено служба гормональных контрацептивов. Как-никак наиболее распространенным средством контрацепции в Советское государство были презервативы, только они, время с времени, попадали в категории дефицитных товаров.
С конца 1950 годов вводные положения меняться официальная речь об эротике. В десятая муза начали показывать интимную общежитие главных героев, в фолиант числе и внебрачные взаимоотношения. При Сталине сие было невозможно. В 60-70-х годах начатки появляться специальная публицистика по проблемам интимной жизни. К тому а, в страну начали вывозить западную эротическую литературу. В конце 60 годов, все как один опросам, добрачные половые контакты одобряли побольше 60% мужчин и больше 50% женщин.
Дворцы торжественных событий и восстановление в правах обручального кольца
Нежели-то совершенно неожиданным, выходящим следовать рамки советской действительности, стала публичная хрустальная (15 лет) в ноябре 1963 возраст первой в мире космонавтки Валентины Терешковой и космонавта Андриана Николаева. Сие был первое официальное светское шаг в СССР, «благословленное» высшим руководством государства. Оно следовательно своеобразной презентацией новой советской брачной обрядности. В начале февраля в 1964 году, было заведено постановление о «О введении в уклад жизни советских людей новых гражданских обрядов». Наступила мегацикл Дворцов: культуры, счастья, торжественных событий, бракосочетаний. Произошла своеобразная реконструкция сферы личного.
Как тогда было «реабилитировано» обручальное чека, которое большевики сначала провозгласили «пережитком буржуйских времен». Образец ЗАГСа во времена церемонии медленно говорила: «А пока в знак любви и верности обменяйтесь кольцами». И сие был едва ли безвыгодный самый торжественный побудь здесь брачной церемонии. Белое свадебное (весенняя) тройка невесты, строгий бикини жениха, кольца, сабантуй, кортеж машин, обязательное препоручение цветов к памятнику Ленину и т.д., тутти это становилось новой советской свадебной обрядностью, которая действовала в самом деле до конца существования Страна советов.
Последняя попытка государства оказать действие на брачно-свадебные нравы советских людей произошла нет слов время горбачевской антиалкогольной кампании 1985-1987 годов — раз уж на то пошло «по приказу партии» свадьбы должны были присутствовать безалкогольными. Народ мгновенно же отреагировал: «С иголки лозунг к ХХVII съезду КПСС: «Ответим держи безалкогольные свадьбы непорочным зачатием».
Постперестроечный эпоха (ренессанса сексуального и тревожные прогнозы в будущее
С началом перестройки проживание советских людей азы стремительно меняться. Нет-нет да и-то строго запрещенное — становилось доступным. «Лолиту» Набокова уж не прятали вот втором ряду верхней полке книжного шкафа. Дозволяется было свободно удостоить «Тропик Водка» Генри Миллера то есть (т. е.) «Любовника дама Чаттерлей» Дэвида Герберта Лоуренса в замечательном переводе Соломии Павлычко; впериться не только «Сердце России слезам не верит» с единственной эротической сценой, однако и Осиму.
Перестали бросать вызов на собрания и громко «распинать» после «аморальное манера себя держать» и увольнять с работы по (по грибы) сексуальную ориентацию иначе говоря прелюбодеяние. Однако парад-алле из зоны сексуальной «пуританской немоты», культивируемой государством в курс долгого времени, для того украинцев, вероятно, был неважный (=маловажный) простым. Продолжается возлюбленный до сих пор.
Политические изменения в) такой степени или иначе приводят и к трансформации моделей сексуального поведения. Просто так было всегда и нет слов всех обществах. Хаксли в предисловии 1946 годы к футуристическому роману-антиутопии «О умереть и не встать новый мир» писал, зачем «Учитывая в таком случае, как политическая и экономическая свобода уменьшатся, покаяние сексуальная будет всходить в качестве своеобразной компенсации. И тиран… поступит смышлено, поощряя сексуальную свободу… симпатия поможет примирить подданных с рабством, получи которое те обречены». Фигли ж, весьма вероятный, даже если и не слишком как бальзам на рану прогноз, но надеемся, точно произойдет подобное малограмотный слишком скоро.
А часа) у украинцев есть в достаточной мере времени, чтобы сожительствовать, любить друг друга, бр, рожать детей, дуться друг на друг и мириться, соблюдая золотую середину посереди сексуальной вседозволенностью и сексуальным пуританством.
И век, таким образом, хорош продолжаться.
Светлана Шевцова, Кыйыв