«Мoлюся нaшій прeсвятій Пoкрoві. Блaгoслoви і пeрa, і шaблі!..» (Линa Кoстeнкo, «Бeрeстeчкo»)
Oтшумeлo лeтo, впeрeди зимa. И кaк пoдaрoк, срeди щeдрoй бaрoчнoй oсeни — прaздник Пoкрoвa Прeсвятoй Бoгoрoдицы — oдин изо сaмыx любимыx прaздникoв укрaинцeв. С ним связaнo нeмaлo трaдиций, кaк oчeнь стaрыx, тaк и нoвыx, oснoвaнныx в нaшe врeмя. Oн пoсвящeн Прeчистoй Бoгoмaтeри, слoвнo укрывaющeй всex свoим пoкрoвoм — Укрaину, нaрoд, вoинствo, влaсти, цeркoвь, oбeрeгaя oт видимыx и нeвидимыx бeд. Oдним слoвoм, Пoкрoвa — прaздник в целях всex.
Oткудa и кoгдa пoявился этoт прaздник
Трaдиция прaзднoвaния Пoкрoвa вoзниклa в X вeкe. Oбычнo любoe xристиaнский прaздник бeрeт нaчaлo изо Eвaнгeлия, нo Пoкрoв в Свящeннoм Писaнии нe упoминaeтся. Зaтo eсть дрeвняя лeгeндa o тoм, чтo кoгдa дрeвний Цaрьгрaд (Кoнстaнтинoпoль) был oкружeн врaгaми, Бoгoрoдицa будтo укрылa свoим oмoфoрoм гoрoжaн, мoлившиxся вo Влaxeрнскoм xрaмe. Свидетелями чудесного видения были ягненок юродивый Андрей и его лесник Епифаний. Это взгляды на вещи стало предвестникома победы — через малое время враг отступил, и до сих пор были спасены. С тех пор Покрова ассоциируется с покровительством и защитой.
Самые известные украинские храмы, посвященные Покрове
Покрова была посредь любимых праздников, вот п в Украине было пропасть храмов, названных в реноме Богородицы Покровы. Незамедлительно их в Украине паче 200; больше в (итоге — на Тернопольщине.
Древнее всех и самая знаменитая — санта-кроче Покрова ХV века в селе Сутковцы получи и распишись Хмельнитчине. Это уникальное бункдер — одновременно и храм, и бастион; к тому же, возлюбленная еще и музей.
В Харькове — Покровский храм — самое старое прачечная города (1689), сохранившееся прежде наших дней. Построенное вновь казаками; удивительно изящное и элегантное экседра. «Нет в украинской каменной архитектуре другого такого здания, идеже бы прием высотного раскрытия внутреннего пространства был осуществлен с таким блеском», — отметил памятный исследователь украинского зодчества Гришоня Лонгвин.
Свято-Покровский кафедральный софия (1768) в Ахтырке — историко-архитектурный мемориал национального значения. Образцовый образец украинского барокко про Слободской Украины. Прожект собора разрабатывали в мастерской Бартоломео Растрелли.
Несокрушимо-Покровская церковь (1906) в селе Плешивец Гадячского района Полтавской области. Нисколечко уникальное сооружение — девятикупольный черствый храм в стиле подражания украинского барокко, организованный по проекту московского архитектора Ивана Кузнецова. К появлению сего храма приложил руку и славный исследователь запорожского казачества Относящийся к Деметре Яворницкий. Во час(ы) немецко-советской войны в библиотека попало семь снарядов, так храм выстоял.
13-купольный Покровский храм в Ровно (2001) – галун города и один изо самых высоких храмов Украины. Его эмпирей — 55 м.
Покрова в литературе
Празднование Покрова упоминается в произведениях многих украинских писателей:
«По времени Покрова Кайдашиха вытащила с сундука два свитка полотна: Вотан древний, толстого и неважно отбеленного полотна, а следующий — тонкого, красивого, напряденного наедине с Матреной. Кайдашиха покроила толстое картина на рубашки интересах старого Кайдаша, ради Карпа, Лаврина и Мотри, а себя отрезала тонкого полотна держи три рубашки и залпом спрятала свиток в ящик…» (Ванята Нечуй-Левицкий, «Кайдашева семейные»)
«Отдали Остапа в москали предварительно Покровом…» (Панас Бестревожный, «Хіба ревуть воли, як ясла повні?»)
«Следовать неделю до Покрова автор справились сработой. Ниже уже и работа домашняя, кризис миновал было бы, однако меня беда постигла. А там Покрова пошли дожди, густые-прегустые и холодные, осенние дожди…» (Панас Тихий, «Бес попутал»)
Покрова в украинской иконографии и изобразительном искусстве
Самая древняя боги Покровы в Украине находится в Национальном художественном музе. Сие образ из Восточной Галичины и датируется симпатия ХIV веком.
Изумительный времена Гетманщины, в эпоху «казацкого барокко» появился ненадеванный тип иконы – "Казацкая Покрова", получи которой обычно изображали Богородицу, берущую лещадь свой омофор известных украинских властителей, гетманов, казацких старшин, церковных деятелей и других. Сих образов сохранилось безграмотный так уж в избытке — чуть больше чеченец. На них позволено увидеть, в частности, Богдана Хмельницкого, Ивана Сулиму, Ивана Мазепу, Петра Калнышевского и других важных лиц.
Смертельно интересна фреска «Казацкая Покрова» в церкви отцов василиан в Жовкве сверху Львовщине. Ее создал в середине 30-х годов Юлиан Буцманюк. Возьми фреске под омофором Богородицы изображен заведомо «Акт Злуки» — намерение Львова и Киева; политических деятелей Лево- и Правобережной Украины, в частности Сима Петлюры, Михаила Грушевского, Костя Левицкого, Еняха Петрушевича (там аж Павел Скоропадский) и др. В центре — митрополит Андреич Шептицкий в окружении епископов и братьев-василивн. У ног митрополита — род) в порванной вышиванке, горюющая надо умершим сыном – изображение Голодомора.
Российско-украинская блокада внесла свои крорективы в украинскую иконографию. Притча – икона "Покрова воинская" (2017). В ней изображены Украинские защитники разных времен, ото равноапостольного князя Владимира Великого и гетмана Константина Острожского по украинских военнослужащих нашего времени, которые защищают Украину через российского агрессора. Мы — художник и иконописец Егор Никитин.
Можно и вспомнить масштабное историческое земполотно "Державотворення" (2001) возьми втором этаже Верховной Рады Украины художника Алексея Кулакова; идеже над украинскими государственными, культурными, литературными и ажно мифическими мужами (женщин с годами мало) тоже изображена Господородительница Покрова с сонмом святых. На высоте омофор Богородицы, а внизу — другая священная корова — украинский флаг. И утирка. Тоже сакральный к украинцев предмет…
Скромная гуашь Тараса Шевченко «Собор Покрова в Переяславе», выполненная в 1845 году — известное художественное выделывание Кобзаря.
Опанас Заливаха, признанный украинский живописец, шестидесятник, впереди эмиграцией писательницы и ученой Веры Вовк нате Запад подарил ей небольшую собственноручно написанную иконку Покрова Божией Матери. Симпатия на долгие годы стала ее оберегом получи и распишись чужбине.
Традиции
Получи Покрова нужно было рано или поздно:
- сходить в церковь.
- Приехать с визитом на ярмарке. Покровские ярмарки в Украине в древности были богатые, ароматные, яркие и веселые. «Привезли нас в Полтаву, а вслед за этим народу, как смотри в Покров на ярмарке: шилом никуда ткнуть…» (Гринюха Тютюнник, «Вир»)
- Сверху Покров входили в современный дом — справляли поселение.
- Накрыть щедрый жертвенник; угостить нуждающихся. Пить и ругаться в этот вернисаж было грехом.
- Для Покров следовало жив не буду справить женщине свежеиспеченный хороший платок. Раздать мог и муж, а могла и хозяйка женщина себе взять — украинки были будет независимыми в финансовом плане. Убрус был вещью знаковой, эстетической, магической, а и и оберегом. Он подчеркивал сословную аксессуар женщины, а также венчалаобраз, делал его целостным, завершенным. Особенно ценились платки с шелка и шерсти.
- Большим платком покрывали молодоженов: «Я тебя, сестронько (братик) покрываю, счастьем-здоровьем наделяю». Мульчировать голову молодой жены называлось «завивать в серпанок».
- центральный убор Богородицы называется омофором.
Который чтил Покрову
Чтило Богородицу-Покрову украинское ратная) – запорожские казаки. Поперед. Ant. после походом служили богослужение Пресвятой, а вернувшись изо похода, Ее благодарили. Становились получи и распишись колени и молились: «Около Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших умереть и не встать время печали отнюдь не отринь, но с беды вызволяй нас, единственная Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас». Главная сечевая костел всегда была в гордость Покровы.
«Як покидали запорожці
Велий Луг і матір Січ,
Взяли с собой Матер Божу,
А більш нічого невыгодный взяли…»
(Тарасий Шевченко, "Иржавец")
В Покрову, на казацкой раде запорожские казаки выбирали гетмана, а далее отправлялись на зимовку соответственно своим хуторам и зимовках. Получи Сечи оставался не более постоянный гарнизон.
Чумаки дальше Покрова никуда никак не ездили. На праздничный (табельный следовало уже не утрачиваться дома: «Там Покрова сиди, солеторговец, дома».
Сельчане и мещане ждали нынешний праздник с особым нетерпением, все ж таки с 14 октября начинали справлять свадьбы. Сие был период, когда-когда массово женили детей.
Женщины. Девушки надеялись отправиться замуж. О том и молились: «Свята Покрівонько, покрий мені голівоньку – хоч кленовиньким листочком, хоч біленьким платочком». Женское сословие молились за мужей и детей; следовать порядок в семье. Инда сегодня, придя в Киеве в Покровский пустынь, можно увидеть сотни девушек и молодых женщин, которые идут и идут к Пречистой, неся ей какие-ведь заветные свои желания.
Младость. После Покрова начинались свадебные гуляния, а как и вечерницы (в некоторых регионах — с Николая, 19 декабря). Церковники считали вечерницы рассадником разврата и были ажно попытки их заказать. Ant. разрешить. Но не получилось.
Монахи и монашки. Они считали Богородицу Матерью, которая беретка их под личный покров, на службу своему Сыну.
А уже…
Покрова была последним праздником, незримой линией, которая разделяла титанида от зимы, жар от холода. Бери Покров в южных районах Украины заканчивался предел у наемных работников, в Карпатах возвращались с полонин пастушьи стада.
Получи Покров, так но как и сейчас, украинцы начинали отапливать в домах – «загоняти в хату нехолодно».
Новая так повелось: на Покрова происходит (в соответствии с нормой на следующий денечек, 15 октября) знаменитая шаг спудеев Киево-Могилянской академии «Незаполненный Сковорода» — студенты моют обгорелый памятник Сковороде получай Контрактовой площади.
С 1999 возраст на Покрова отмечается Праздник украинского казачества.
С 2015 годы Покров стал государственным праздником — Среди бела дня защитника и защитниц Украины и официальным выходным. Благодаря чего это тоже новая норма.
И, наконец, заговоры: «Укрий, Покрово, од духа злого і чоловіка такого!»
А ещё раз замечайте: какая пасмурная на Покрова, такого склада будет и зима.
Марко Назаренко, Куар