Церковно-государственные отношения

 

Прaвoвыe aспeкты взaимoдeйствия гoсудaрствa и рeлигиoзныx oргaнизaций oбсудили нa тeмaтичeскoй дискуссиoннoй сeссии нa тeму «гoсудaрствeннo-кoнфeссиoнaльныe oтнoшeния» в рaмкax VII Пeтeрбургскoгo мeждунaрoднoгo юридичeскoгo фoрумa, сooбщaeт прeсс-службa фoрумa.

В oбсуждeнии приняли учaстиe нaчaльник юридичeскoгo oтдeлa Московского Патриархата игуменья Ксения (Чернега Оксана Александровна); доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Российского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) Вадим Виноградов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов; начальник юридического отдела централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Евгений Романов; Швейцарский адвокат Оливер Чирич; профессор, факультет государственного управления МГУ. М. В. Ломоносова Михаил Шахов. Заседание проходило под председательством Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, общественным и религиозным организациям Сергей Гаврилов.

Открывая дискуссию, модератор Сергей Гаврилов заявил, что такое обсуждение впервые пройдет в рамках форума и для участия в сессии приглашены эксперты, которые очень редко говорит на публике – начальники юридических служб, религиозных конфессий, ученые международного уровня, работающих в правовые отношения религии и государства.

«Наш уникальный опыт России настолько сложна и разнообразна, что трудно выделить отдельные фрагменты, которые взаимодействуют друг с другом. В этот день, я помню, в нашей истории есть сразу два знаменательных события – день рождения Николая II, святой, и День Пионерии. Я должен сказать, что в сознании наших граждан этих факторов является Совместимость. Мы считаем, что наша страна является светским, по сравнению с другими странами. Но, на практике, который руководил законодателями 20 лет назад, кардинально изменилась. Главным достоинством больше затрагивает не только своих членов, но и для страны, политический мир, законодательства. Он является юридическим источником слабости или источник процветания? Наше законодательство реагировать на вызовы – я хочу напомнить вам, что мы уже сделали ряд важных решений. Но нам еще есть над чем работать», — пояснил модератор сессии.

Глава юридической службы Московского Патриархата игуменья Ксения напомнил участникам о положениях, которые касаются отношений Церкви и государства, — статья 14 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». «Очень часто мы слышим вопрос: если религиозные объединения отделены от государства, то в чем заключается государственная поддержка религии? Характерно, что основные формы поддержки регулируется статьей 4 Закона «О свободе совести», — заявила игуменья Ксения.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов привлекли внимание участников на то, что государство стремится адаптироваться к потребностям основных конфессий и модернизации законодательства. В противном случае, считает он, общество может ожидать негативные последствия. «Если мы, как страна, говоря о необходимости введения в школах основ веры, а с другой стороны, говорят, что хиджаб-это ничего общего со школой не выходит из дихотомии. Вы даете с одной стороны, и другие ограничения. Иногда говорят, что мусульмане не только на периферии, но Москва-это крупнейшая в Европе Мусульманская столица, он является домом для трех миллионов мусульман. Мусульмане не могут понять, почему они не могут построить мечеть в крупном мегаполисе. На повестке дня быстро меняется, и государство не управляет, в частности, для регулирования правовых отношений. Потом мусульмане стали мишенью для вербовки», — отметил Дамир Мухетдинов.

Профессор, факультет государственного управления МГУ. М. в. Ломоносов Михаил Шахов отметил, что, по его мнению, одна из проблем взаимодействия государства и основных конфессий является отсутствие четкого толкования термина «светское государство», которое содержится в Конституции Российской Федерации. «Считается, что это что-то конкретное и определенное, на самом деле это не совсем так однозначно.

Положение, согласно которому наша страна является светским государством, и статьи 14 Конституции Российской Федерации появились в 1993 году впервые в истории нашей страны. Есть очень небольшое количество стран, где закон должен содержать Положение о светском государстве, только три в Европе – Турции, Франции и России. В других странах, нет такого правила», — сказал эксперт. По словам Михаила Шахова, задачей законодателей является прекрасной правовой конкретизации принципа светскости. Исключение термина из Конституции как лишенные четкого правового содержания является ученый практически невозможно по политическим и процедурным причинам. Среди положений, которые требуют уточнения, он сослался на пункт 4 статьи 4 и пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

«Мы не говорим о том, чтобы стереть написанное. Но, тот факт, что этот термин не определен – проблематично. Недовольные социальной деятельности религия призывает к этому, это идеологический молот для тех, кто не доволен религиозной жизни общества», — заключил Михаил Шахов.

Начальник отдела Российского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) Вадим Виноградов согласился с коллегой в том, что понятие «светское государство» является неоднозначным. Однако он отметил, что неопределенность нормы и положительные стороны.

«Эта неопределенность позволяет избежать различных толкований, особенно с положениями статьи 14 не был предметом толкования Конституционного Суда. Нечеткие границы позволяют добиваться различных компромиссов, которые необходимы в нашем обществе. Принцип светскости и отделения государства от религиозных объединений должны толковаться в соответствии с принципом свободы совести. Что мы понимаем под термином офис? Нельзя вложить то, что государство и религиозные объединения не должны иметь ничего общего. Нельзя сказать, что государство и Церковь не имеет никакого отношения или быть истолкованы как враждебные. Мы должны говорить о взаимной автономии. Здесь ключевой момент может быть позитивный нейтралитет государства в отношении религиозных организаций, когда государство признает их важность», — отметил Вадим Виноградов.

Начальник юридического отдела централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерации еврейских общин России» Евгений Романов отметил необходимость совершенствования законодательства в сфере благотворительной деятельности, которая часто участвует в различных религиозных организаций. «В первой части, как наша деноминация, а другая включает в себя большое количество сообществ. И благотворительную помощь наиболее эффективна в рамках таких структур. Мы предлагает рассмотреть с точки зрения налоговых вычетов для доноров и физических и юридических лиц», — отметил эксперт.

Подводя итоги заседания, модератор Сергей Гаврилов поблагодарил всех участников за их мнения и отметил, что дискуссия была интересной и плодотворной.

 

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.