Истoричeский ротонда: когда описываем трагедии — неотменно говорить о сопротивлении и спасении

44207f95d56bf13797db5d0d3829d31b

Зaмeтки сo втoрoгo зaсeдaния Нaциoнaльнoгo круглoгo стoлa, oргaнизoвaннoгo МКИП в Oдeсскoй нaциoнaльнoй нaучнoй библиoтeкe

— Ваша милость считaeтe, чтo Aндрeй Шeптицкий сoпoстaвим

с грaфoм Миxaилoм Тoлстым? Пoслeдний пoстрoил

Oдeссу, нo нa нeгo гнули спину сeлянe.

— A чтo, у грaфa Шeптицкoгo нe былo слуг?

(Цитaтa с круглoгo Нaциoнaльнoгo стoлa в Oдeссe,

пoсвящeннoгo тeмe «Истoричeский пaнтeoн»).

Истoрия — нe xoрoшa и нe плoxa, ee нe нужнo укрaшaть и нe нужнo идeaлизирoвaть и прeврaщaть в oружиe. Истoрия — вaкцинa про кoллeктивнoгo иммунитeтa. Этo — крeдo oбщeнaциoнaльнoй интeллeктуaльнoй дискуссии, пoсвящeннoй пoиску и фoрмирoвaнию истoричeскoгo пaнтeoнa, кoтoрый бы признaлo всe укрaинскoe oбщeствo. Нaпoмним, чтo в Укрaинe пo инициaтивe Министeрствa культуры и инфoрмaциoннoй пoлитики нa дaнный мoмeнт прoдoлжaeтся прoeкт Нaциoнaльнoгo диaлoгa, кoтoрый прeдусмaтривaeт прoвeдeниe сeми круглыx стoлoв в рaзныx гoрoдax Укрaины – Киeвe, Oдeссe, Xaрькoвe, Чeрнoвцax, Oстрoгe, Кривoм Рoгe и Пoлтaвe. Укрaинскиe учeныe будут дискутирoвaть o культурe, истoрии, рeлигии, языкe, филoсoфии, искусствe и экoлoгии.

O пeрвoм круглoм стoлe Укринфoрм писaл здeсь.

24 сeнтября в Oдeссe сoстoялся втoрoй дебелый стoл, пoсвящeнный истoрии, a имeннo – укрaинскoму пaнтeoну. Наш брат пoдaeм мaтeриaл в нaибoлee интeрeсныx вoпрoсax и oтвeтax дискуссии.

КТO МOЖEТ -побывать) ГEРOEМ, A КТO — AНТИГEРOEМ?

Aлeксaндр Ткaчeнкo, сераскир культуры и инфoрмaциoннoй пoлитики:

— Гдe, кaк нe в Oдeссe, прoвoдить дискуссию oтнoситeльнo истории? Сие полифонический город, что знает историю и без спросу многое может завинтить. Сама идея круглых столов состоит в книжка, чтобы показать, в нежели наша сила. Бери мой взгляд, Силка украинского общества заключается в многообразии, украинское сфера толерантно, здесь несть религий, здесь подчищать разные точки зрения, в фолиант числе на историю, хотя сила, которую наш брат можем противопоставить агрессии, заключается точь в точь раз в том, подобно как у нас есть способ разговаривать друг с другом, слышать побратанец друга, даже в таких сензитивных темах, точно история. Вчера у меня был балака с европейскими дипломатами, у них в фокусе – свой круглый стол. И они приветствуют наше шаг (разговор ученых), ибо что диалог сиречь раз и отличает европейское цивилизованное коалиция, когда мы можем вырвать. Ant. потерять общий язык и объединение поводу переименования улиц с одних героев в других, и до поводу личностей, которые будто вызывают противостояние, хотя они все получи самом деле принадлежат Украине. Сие история, ее обида тем или иным образом дозволяется раскрашивать разными цветами, только они – отделение нашей истории.

Настроения в обществе поляризованы, в томик числе из-ради политиков, поэтому наше хрупкое монолитность – очень серьезно. Тем более в вопросах истории. Поверьте, политики после вами следят и чуть(-чуть) завидуют. Я сознательно ограничиваю и свое забота в академической дискуссии не более чем приветственным выступлением, поэтому что мы решили сопровождать для политиков а там закрытые встречи по мнению наработках ученых. Они хотели присовокупиться, но мы им все еще отказали, чтобы политические выступления неважный (=маловажный) мешали ученым перешаривать сбалансированные и выверенные концепты и нарративы.

Иоанн Патриляк, декан исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Актау:

— Для того, так чтоб мы могли образовать национальный пантеон героев, нам существенно сформировать прежде (за критерии, свою систему ценностных координат. Разве что мы признаем, словно для нас ценностью является украинское рейх, то, очевидно, все на свете, кто ради сего жил, страдал, жертвовал на лицо, укреплял его, поднимал его знаток тем или иным образом, – могут поступать как национальные герои.

Витяся Савченко, доктор исторических наук, краевед:

— Герои — маловыгодный только те, который подарил нам Спарта. Но и те, который помогал создать в Украине сообщество свободных людей, маловыгодный зависящих от государства. Рано или поздно мы рассматриваем предполагаемый пантеон, следует согласну о героях, которые дали людям мечту останавливаться честным некоррумпированным человеком, свободным получи и распишись свободной земле. И в некоторых случаях мы думаем о таких людях, ведь понимаем, что их бессчетно.

Оксана Довгополова, уролог философских наук, мастак Одесского национального университета им. И. Мечникова:

— Нет-нет да и мы говорим о национальном пантеоне, в таком случае речь идет о людях, которые влияют сверху нашу идентичность, поддерживают наше познание себя, какими пишущий эти строки есть. Слово «идол» направляет нас в милитаристское простор, и герой ассоциируется с войной. Однако мой акцент — будто должен быть создан место вечного упокоения тех, кто поддерживает и питает нашу общность. И то, что круглые столы проходят в разных городах, которые разговаривают (подруга) с другом, – деяние в сторону формирования такого пантеона, каковой будет усиливать разнообразием точки соприкосновения видение. Когда автор ищем личности, которые одинаково важны к всей Украины, – сие хорошо, но эпизодически мы обращаем рачительность на локальные идентичности, ведь это усиливает наше нерасчленимость, нашу особенность. Я увидим историю Украины наподобие многослойную, со скрытыми страницами, и сие даст ресурс к создания будущего. Однако все, что автор делаем с пантеоном, – сие ради создания картины будущего.

Гоша Щупак, кандидат исторических наук, заведующий Украинского института изучения Холокоста «Ткума»:

— От случая к случаю мы говорим о национальных героях, ваш брат правильно заметили, подобно как нет еще критериев, кого пожертвовать героями. Но, за традиции, мы имеем в виду политических, духовных лидеров, деятелей науки и культуры, художников. Да нельзя превращать историю в историю королей, царей, военачальников.

Тем не менее, были люди, заслуживающие определения герои. Жрать народы, у которых национальные трагедии стоят в центре национальной памяти: сие украинцы, потому который есть геноцид, евреи, армяне, кырымлы. Же когда описываем трагедии, ведь сосредоточиваемся на уничтожении, убийствах, возьми трагедиях. Но как ни говори обязательно говорить и о сопротивлении и спасении.

Порой говорим о Голодоморе — без- забывать о восстании и о благотворителях, которые спасали других. К примеру (сказать), говорить о праведниках, спасавших евреев. Я в своей работе изучаю тех героев, которые спасали других. Ибо спасение человеческой жизни — немаловажный критерий, чтобы думать спасителя героем. Украинцы, русские, поляки, которые получай Западной Украине спасали евреев, а потом их судили нацисты и они были уничтожены после несколько недель прежде освобождения Львова.

Санюта Ройтбурд, художник, заправила Одесского художественного музея:

— В противном случае мы будем воздвигать пантеон, исходя изо того, что некто что-то ес для независимости, ведь вне этого пантеона останутся старшие регионы. Мы с вами продолжим процедура в Одесской публичной библиотеке, и на этом месте есть портрет линия Михаила Толстого, основателя этой библиотеки, члена Общества изящных искусств, основателя первой в Российской империи одесской станции скорой помощи. Возлюбленный для Одессы – (языко для Киева Терещенко. Спирт не идентифицировал себя ни дать ни взять украинец, но наша сестра сидим в его наследии. Основатели Одессы – сие экспаты на службе империи, которые в рамках империи реализовывали другой империи проект. Вот что империя — сие усиление авторитаризма, а Одесса-мама строилась на третьем сословии. Возлюбленная построена как град просвещения и была городом консенсуса элит и плавильным котлом, открытым во (избежание Европы. То а самое можно сообщить о господине Юзе, основателе Донецка, некоторый не разделял идеи независимости. Такие обида есть во многих городах. От случая к случаю в Одессе нет памятника Толстому, так есть памятник Вышиваному-Габсбургу (потомок королевской династии Габсбургов, эрцгерцог, которого считали претендентом в гетманскую булаву, политический деятель, дипломат, поэт, полковник Легиона Украинских Сечевых Стрельцов и Армии УНР – ред.), так это перекосы национальной памяти.

Целостность ПАМЯТИ — ВСЕГДА ЛИ Сие ОДИНАКОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ОДНИМ И ТЕМ Но ГЕРОЯМ?

Оксана Довгополова:

— Нужно сформировать концепцию множественности культурных столиц. Так-таки множественность культурных столиц придаст нам силу и возможность. Если говорить об Одессе, ведь я рада, что бери круглом столе упоминают такие интересные обида. Монтировать локальную совпадение в национальную множественную идентификацию – значица открывать новые смыслы, слагать общую картину будущего. В некоторых случаях мы смотрим для Одессу, но забываем об именах, которые являются гордостью, так преобладают образы Остапа Бендера и рефлексии нате фильм «Тушение». И мы малограмотный помним о том, а мы, украинцы, делали первыми. К примеру сказать, я спрашиваю студентов, знают ли они, аюшки? «киноаппарат» вслед год до появления коммерческого кинематографа в Западной Европе изобрел Йосик Тимченко? Эти сплетня должны помогать сыскивать, как перезагрузить картинку пространства. Должен искать личности, которые делали различные города Украины прогрессивными и новыми. Многие города Украины возникали якобы открытые пространства, и в этом открытом пространстве рождались смыслы. И надлежит думать, как в режиме открытости выковывать регионы Украины.

Януся Баринова, независимый сюрвейтор, консультант по вопросам исторического наследия, домогающийся университета Сорбонна, задавшийся исполнительный директор Мемориального центра Холокоста «Бабий Крутизна» (2015-2019 гг.):

— Надобно переосмысливать пантеон героев. Когда-когда мы говорим о национальном пантеоне, я понимаю, ровно необходимо не элементарно называть имена, а терзаться понять, на кого автор бы хотели опознаться в своей жизни, о колтун рассказывать своим дети. Следует создать такую натурщица культурного наследия, которая кончайте включать векторы разных регионов, наработку плана шагов и творчество центра, который бы продуцировал концепты исторического наследия. Я вижу Одессу плацдармом строительства ёбаный модели для Украины. Жемчужина Черноморья в последнее время погружается в «теплую ламповую захолустность». Внутри Одессы я поуже давно ощущаю предельную незаменимость перезагрузки одесского мифа, так есть проработку других имен, актуализацию новых смыслов. В Одессе я вижу таковой личностью Михаила Жаботинского, тот или иной говорил о 5 племенах, которые принесли Одессе свою властолюбие. На ментальную карту Одессы было возвращено репутация Маразли (общественный творец и филантроп Одессы). Я бы хотела актуализировать имена Жаботинского (израильский писатель, один с лидеров сионистского движения; соучредитель государства Земля обетованная, родился и рос в Одессе, написал одну с лучших книг об Одессе – римлянин "Пятеро" – ред.) и Бернардацци (градостроитель швейцарско-итальянского происхождения. Вдоволь работал в Одессе. — ред.).

(то) есть ИСКАТЬ КОСЕНСУС В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАНТЕОНЕ?

Аля Ройтбруд:

— Необходимо исшаривать баланс между центральным пантеоном и локальной памятью. А в локальной памяти ключевые сплетня, которые могли бы сковаться "фишками" иль трендами, не всего одесскими, но и украинскими, были отмечены идеже-то на окраинах города. (пред)положим, доктор Владимир Хавкин, спасший общество от чумы. Лопать другие известные, которым отсутствует памятников. Есть перекашивание в сторону русскоязычной литературы, качественной, же… Или но когда улицы названы в непорочность известных людей, которые вовек там не бывали. Ми кажется, что ротонда в определенной степени нуждаться формировать снизу, и неестественный центр должен превратить внимание на так, что та alias иная личность означает угоду кому) того или иного региона. Примерно сказать, я решительно одобряю сборка памятника Суворову рядком училища Богуна в Киеве, только считаю, что некто абсолютно уместен в Измаиле.

И хочу не принимать, что личности, которые боролись вслед за независимость Украины, объединяют украинцев. Кого объединяет командующий Богдан Хмельницкий (кой находится в пантеоне антигероев угоду кому) евреев)? Это двуногий, который держал Лемберг в осаде и наложил контрибуцию, какой-никакой создал единство Украины, хотя привел к другой цивилизации. Рядом этом демонизирован Иеремия Вишневецкий, тот или другой видел Украину в европейском контексте, о котором в еврейских хрониках написано: «Еще бы будет благословенно термин его». Ми говорят, что Иеремия сажал украинцев получи и распишись кол, а Хмельницкий невыгодный сажал? А кто в ту пору не сажал сверху кол? Мазепа прежде сих пор полулегализован. Улицу Мазепы – по части просьбе РПЦ в Украине – вполовину переименовали, чтобы возлюбленная так не называлась – в «Лаврскую». Давайте избавимся с советских стереотипов, а дальше поговорим о том, кто такой был имперцем и из-за чьей имперской деятельности в Украине существует такого порядка мощный порт Жемчужина Черноморья.

И если в Одессе появится свидетельство Шептицкому, а во Львове – Дюку дескать Ришелье, то сие будет означать, чего мы сшили страну.

Викторка Савченко:

— Ну, никак не может быть Ромен Ролан ответственным ради Голодомор! Не может Железняков, загубленный от красной пули, срезать за грехи революции! Никуда не денешься найти людей, которые покажут конец в будущее и помогут создавать человека, который ее самое себе судья, ее самое себе полицейский и лесной хозяин. Некоторые личности, которых я воспеваем, этого малограмотный стоят. Чего овчинка выделки стоит гетман Скоропадский времен Гражданской войны, какой-нибудь проводил карательные операции встречный собственных селян, а там сдал Украину москалям? Сие чушь. А рядом с улицей Скоропадского – магистраль Петлюры, который боролся с ним. Кашка в голове. Необходимо налегать искать креативных героев, тех, ровно открывают двери в будущность. И среди таких героев сверху Юге Украины (у)потреблять личности, которые интересны молодежным субкультурам, – Нестор Махно. Махно – с одной стороны, региональная мордофиля, но когда ты да я думаем о жителях Гуляй-Полина, Запорожья, Днепропетровщины, – в таком случае это действительно их национальный герой, но спирт и герой будущих изменений возьми самоорганизацию общества. Махно показал, который возможно существование безгосударственного общества, несмотря на то оно и просуществовало сто дней. В Одессе питаться свои региональные герои, которых помнят и знают хоть дети. Де Рукоделие, Дерибас, Де Ланжерон – главные герои одесской комедии. Я создаю в Одессе мифы, мифологизирую эту великую троицу, показывая, ровно они создавали тогда отдельный мир, безвыгодный близкий к империи. Они и Украину малограмотный создавали, но пытались крутить баранку Одессу путем прогресса – и благодаря тому они герои.

Замечание

Разговор, который как был начаться опять-таки тридцать лет отступать (так как о часть, кого считать героем нации, паче обсуждать на заре независимости), как минимум и припозднился, но тем маловыгодный менее может водиться эталоном благородства в общении людей часом противоположных полюсов. В духе человек, который был наблюдателем сотен круглых столов и зрителем многих сотен политических стрежень-шоу, сегодня убедилась: полилог интеллектуалов – сие космос по сравнению с диалогом политиков, вследствие чего что это столкновение (вооруженное) цитат классиков, а неважный (=маловажный) манипулятивных приемов, сие состязание аргументов, а безграмотный выкрикивание трактирной лексики. Бери четыре часа я забыла о существовании слов-киллеров, мыслевирусов, хейтерства. Цивилизованный совещание возможен, даже рано ли говорят об истории и кое-когда становится очевидной плевок (в чью сторону или претензия определенных регионов держи недооцененность их региональных исторических личностей другими словами демонизацию других. В промежуточном итоге решили, какими судьбами хоть пантеон – сие храм всех богов, а он не вместит всех исторических личностей, героев малограмотный может быть беда сколько. Кажется, это были и философские размышления, и шеф-классы поиска пантеона получи примере Одессы. А коли диалог возможен? А вот то-то и есть он, по выражению министра Алексюша Ткаченко, как разок и «отличает европейское цивилизованное кружок, когда мы можем сыскать общий язык – и в соответствии с поводу переименования улиц с одних героев в девственность. Ant. других героев, и за поводу личностей, которые могли бы каков кто (собой такими, которые вызывают антагонизм, но на самом деле они принадлежат Украине». Значит(ь), это и есть разгадывание.

Лана Самохвалова. Каменные Горы

Фото: Юлий Зозуля, Укринформ и изо открытых источников

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.