Зaмeтки сo втoрoгo зaсeдaния Нaциoнaльнoгo круглoгo стoлa, oргaнизoвaннoгo МКИП в Oдeсскoй нaциoнaльнoй нaучнoй библиoтeкe
— Ваша милость считaeтe, чтo Aндрeй Шeптицкий сoпoстaвим
с грaфoм Миxaилoм Тoлстым? Пoслeдний пoстрoил
Oдeссу, нo нa нeгo гнули спину сeлянe.
— A чтo, у грaфa Шeптицкoгo нe былo слуг?
(Цитaтa с круглoгo Нaциoнaльнoгo стoлa в Oдeссe,
пoсвящeннoгo тeмe «Истoричeский пaнтeoн»).
Истoрия — нe xoрoшa и нe плoxa, ee нe нужнo укрaшaть и нe нужнo идeaлизирoвaть и прeврaщaть в oружиe. Истoрия — вaкцинa про кoллeктивнoгo иммунитeтa. Этo — крeдo oбщeнaциoнaльнoй интeллeктуaльнoй дискуссии, пoсвящeннoй пoиску и фoрмирoвaнию истoричeскoгo пaнтeoнa, кoтoрый бы признaлo всe укрaинскoe oбщeствo. Нaпoмним, чтo в Укрaинe пo инициaтивe Министeрствa культуры и инфoрмaциoннoй пoлитики нa дaнный мoмeнт прoдoлжaeтся прoeкт Нaциoнaльнoгo диaлoгa, кoтoрый прeдусмaтривaeт прoвeдeниe сeми круглыx стoлoв в рaзныx гoрoдax Укрaины – Киeвe, Oдeссe, Xaрькoвe, Чeрнoвцax, Oстрoгe, Кривoм Рoгe и Пoлтaвe. Укрaинскиe учeныe будут дискутирoвaть o культурe, истoрии, рeлигии, языкe, филoсoфии, искусствe и экoлoгии.
O пeрвoм круглoм стoлe Укринфoрм писaл здeсь.
24 сeнтября в Oдeссe сoстoялся втoрoй дебелый стoл, пoсвящeнный истoрии, a имeннo – укрaинскoму пaнтeoну. Наш брат пoдaeм мaтeриaл в нaибoлee интeрeсныx вoпрoсax и oтвeтax дискуссии.
КТO МOЖEТ -побывать) ГEРOEМ, A КТO — AНТИГEРOEМ?
Aлeксaндр Ткaчeнкo, сераскир культуры и инфoрмaциoннoй пoлитики:
— Гдe, кaк нe в Oдeссe, прoвoдить дискуссию oтнoситeльнo истории? Сие полифонический город, что знает историю и без спросу многое может завинтить. Сама идея круглых столов состоит в книжка, чтобы показать, в нежели наша сила. Бери мой взгляд, Силка украинского общества заключается в многообразии, украинское сфера толерантно, здесь несть религий, здесь подчищать разные точки зрения, в фолиант числе на историю, хотя сила, которую наш брат можем противопоставить агрессии, заключается точь в точь раз в том, подобно как у нас есть способ разговаривать друг с другом, слышать побратанец друга, даже в таких сензитивных темах, точно история. Вчера у меня был балака с европейскими дипломатами, у них в фокусе – свой круглый стол. И они приветствуют наше шаг (разговор ученых), ибо что диалог сиречь раз и отличает европейское цивилизованное коалиция, когда мы можем вырвать. Ant. потерять общий язык и объединение поводу переименования улиц с одних героев в других, и до поводу личностей, которые будто вызывают противостояние, хотя они все получи самом деле принадлежат Украине. Сие история, ее обида тем или иным образом дозволяется раскрашивать разными цветами, только они – отделение нашей истории.
Настроения в обществе поляризованы, в томик числе из-ради политиков, поэтому наше хрупкое монолитность – очень серьезно. Тем более в вопросах истории. Поверьте, политики после вами следят и чуть(-чуть) завидуют. Я сознательно ограничиваю и свое забота в академической дискуссии не более чем приветственным выступлением, поэтому что мы решили сопровождать для политиков а там закрытые встречи по мнению наработках ученых. Они хотели присовокупиться, но мы им все еще отказали, чтобы политические выступления неважный (=маловажный) мешали ученым перешаривать сбалансированные и выверенные концепты и нарративы.
Иоанн Патриляк, декан исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Актау:
Витяся Савченко, доктор исторических наук, краевед:
— Герои — маловыгодный только те, который подарил нам Спарта. Но и те, который помогал создать в Украине сообщество свободных людей, маловыгодный зависящих от государства. Рано или поздно мы рассматриваем предполагаемый пантеон, следует согласну о героях, которые дали людям мечту останавливаться честным некоррумпированным человеком, свободным получи и распишись свободной земле. И в некоторых случаях мы думаем о таких людях, ведь понимаем, что их бессчетно.
Оксана Довгополова, уролог философских наук, мастак Одесского национального университета им. И. Мечникова:
— Нет-нет да и мы говорим о национальном пантеоне, в таком случае речь идет о людях, которые влияют сверху нашу идентичность, поддерживают наше познание себя, какими пишущий эти строки есть. Слово «идол» направляет нас в милитаристское простор, и герой ассоциируется с войной. Однако мой акцент — будто должен быть создан место вечного упокоения тех, кто поддерживает и питает нашу общность. И то, что круглые столы проходят в разных городах, которые разговаривают (подруга) с другом, – деяние в сторону формирования такого пантеона, каковой будет усиливать разнообразием точки соприкосновения видение. Когда автор ищем личности, которые одинаково важны к всей Украины, – сие хорошо, но эпизодически мы обращаем рачительность на локальные идентичности, ведь это усиливает наше нерасчленимость, нашу особенность. Я увидим историю Украины наподобие многослойную, со скрытыми страницами, и сие даст ресурс к создания будущего. Однако все, что автор делаем с пантеоном, – сие ради создания картины будущего.
Гоша Щупак, кандидат исторических наук, заведующий Украинского института изучения Холокоста «Ткума»:
— От случая к случаю мы говорим о национальных героях, ваш брат правильно заметили, подобно как нет еще критериев, кого пожертвовать героями. Но, за традиции, мы имеем в виду политических, духовных лидеров, деятелей науки и культуры, художников. Да нельзя превращать историю в историю королей, царей, военачальников.
Тем не менее, были люди, заслуживающие определения герои. Жрать народы, у которых национальные трагедии стоят в центре национальной памяти: сие украинцы, потому который есть геноцид, евреи, армяне, кырымлы. Же когда описываем трагедии, ведь сосредоточиваемся на уничтожении, убийствах, возьми трагедиях. Но как ни говори обязательно говорить и о сопротивлении и спасении.
Порой говорим о Голодоморе — без- забывать о восстании и о благотворителях, которые спасали других. К примеру (сказать), говорить о праведниках, спасавших евреев. Я в своей работе изучаю тех героев, которые спасали других. Ибо спасение человеческой жизни — немаловажный критерий, чтобы думать спасителя героем. Украинцы, русские, поляки, которые получай Западной Украине спасали евреев, а потом их судили нацисты и они были уничтожены после несколько недель прежде освобождения Львова.
Санюта Ройтбурд, художник, заправила Одесского художественного музея:
— В противном случае мы будем воздвигать пантеон, исходя изо того, что некто что-то ес для независимости, ведь вне этого пантеона останутся старшие регионы. Мы с вами продолжим процедура в Одесской публичной библиотеке, и на этом месте есть портрет линия Михаила Толстого, основателя этой библиотеки, члена Общества изящных искусств, основателя первой в Российской империи одесской станции скорой помощи. Возлюбленный для Одессы – (языко для Киева Терещенко. Спирт не идентифицировал себя ни дать ни взять украинец, но наша сестра сидим в его наследии. Основатели Одессы – сие экспаты на службе империи, которые в рамках империи реализовывали другой империи проект. Вот что империя — сие усиление авторитаризма, а Одесса-мама строилась на третьем сословии. Возлюбленная построена как град просвещения и была городом консенсуса элит и плавильным котлом, открытым во (избежание Европы. То а самое можно сообщить о господине Юзе, основателе Донецка, некоторый не разделял идеи независимости. Такие обида есть во многих городах. От случая к случаю в Одессе нет памятника Толстому, так есть памятник Вышиваному-Габсбургу (потомок королевской династии Габсбургов, эрцгерцог, которого считали претендентом в гетманскую булаву, политический деятель, дипломат, поэт, полковник Легиона Украинских Сечевых Стрельцов и Армии УНР – ред.), так это перекосы национальной памяти.
Целостность ПАМЯТИ — ВСЕГДА ЛИ Сие ОДИНАКОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ОДНИМ И ТЕМ Но ГЕРОЯМ?
Оксана Довгополова:
— Нужно сформировать концепцию множественности культурных столиц. Так-таки множественность культурных столиц придаст нам силу и возможность. Если говорить об Одессе, ведь я рада, что бери круглом столе упоминают такие интересные обида. Монтировать локальную совпадение в национальную множественную идентификацию – значица открывать новые смыслы, слагать общую картину будущего. В некоторых случаях мы смотрим для Одессу, но забываем об именах, которые являются гордостью, так преобладают образы Остапа Бендера и рефлексии нате фильм «Тушение». И мы малограмотный помним о том, а мы, украинцы, делали первыми. К примеру сказать, я спрашиваю студентов, знают ли они, аюшки? «киноаппарат» вслед год до появления коммерческого кинематографа в Западной Европе изобрел Йосик Тимченко? Эти сплетня должны помогать сыскивать, как перезагрузить картинку пространства. Должен искать личности, которые делали различные города Украины прогрессивными и новыми. Многие города Украины возникали якобы открытые пространства, и в этом открытом пространстве рождались смыслы. И надлежит думать, как в режиме открытости выковывать регионы Украины.
Януся Баринова, независимый сюрвейтор, консультант по вопросам исторического наследия, домогающийся университета Сорбонна, задавшийся исполнительный директор Мемориального центра Холокоста «Бабий Крутизна» (2015-2019 гг.):
— Надобно переосмысливать пантеон героев. Когда-когда мы говорим о национальном пантеоне, я понимаю, ровно необходимо не элементарно называть имена, а терзаться понять, на кого автор бы хотели опознаться в своей жизни, о колтун рассказывать своим дети. Следует создать такую натурщица культурного наследия, которая кончайте включать векторы разных регионов, наработку плана шагов и творчество центра, который бы продуцировал концепты исторического наследия. Я вижу Одессу плацдармом строительства ёбаный модели для Украины. Жемчужина Черноморья в последнее время погружается в «теплую ламповую захолустность». Внутри Одессы я поуже давно ощущаю предельную незаменимость перезагрузки одесского мифа, так есть проработку других имен, актуализацию новых смыслов. В Одессе я вижу таковой личностью Михаила Жаботинского, тот или иной говорил о 5 племенах, которые принесли Одессе свою властолюбие. На ментальную карту Одессы было возвращено репутация Маразли (общественный творец и филантроп Одессы). Я бы хотела актуализировать имена Жаботинского (израильский писатель, один с лидеров сионистского движения; соучредитель государства Земля обетованная, родился и рос в Одессе, написал одну с лучших книг об Одессе – римлянин "Пятеро" – ред.) и Бернардацци (градостроитель швейцарско-итальянского происхождения. Вдоволь работал в Одессе. — ред.).
(то) есть ИСКАТЬ КОСЕНСУС В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАНТЕОНЕ?
Аля Ройтбруд:
— Необходимо исшаривать баланс между центральным пантеоном и локальной памятью. А в локальной памяти ключевые сплетня, которые могли бы сковаться "фишками" иль трендами, не всего одесскими, но и украинскими, были отмечены идеже-то на окраинах города. (пред)положим, доктор Владимир Хавкин, спасший общество от чумы. Лопать другие известные, которым отсутствует памятников. Есть перекашивание в сторону русскоязычной литературы, качественной, же… Или но когда улицы названы в непорочность известных людей, которые вовек там не бывали. Ми кажется, что ротонда в определенной степени нуждаться формировать снизу, и неестественный центр должен превратить внимание на так, что та alias иная личность означает угоду кому) того или иного региона. Примерно сказать, я решительно одобряю сборка памятника Суворову рядком училища Богуна в Киеве, только считаю, что некто абсолютно уместен в Измаиле.
И хочу не принимать, что личности, которые боролись вслед за независимость Украины, объединяют украинцев. Кого объединяет командующий Богдан Хмельницкий (кой находится в пантеоне антигероев угоду кому) евреев)? Это двуногий, который держал Лемберг в осаде и наложил контрибуцию, какой-никакой создал единство Украины, хотя привел к другой цивилизации. Рядом этом демонизирован Иеремия Вишневецкий, тот или другой видел Украину в европейском контексте, о котором в еврейских хрониках написано: «Еще бы будет благословенно термин его». Ми говорят, что Иеремия сажал украинцев получи и распишись кол, а Хмельницкий невыгодный сажал? А кто в ту пору не сажал сверху кол? Мазепа прежде сих пор полулегализован. Улицу Мазепы – по части просьбе РПЦ в Украине – вполовину переименовали, чтобы возлюбленная так не называлась – в «Лаврскую». Давайте избавимся с советских стереотипов, а дальше поговорим о том, кто такой был имперцем и из-за чьей имперской деятельности в Украине существует такого порядка мощный порт Жемчужина Черноморья.
И если в Одессе появится свидетельство Шептицкому, а во Львове – Дюку дескать Ришелье, то сие будет означать, чего мы сшили страну.
Викторка Савченко:
— Ну, никак не может быть Ромен Ролан ответственным ради Голодомор! Не может Железняков, загубленный от красной пули, срезать за грехи революции! Никуда не денешься найти людей, которые покажут конец в будущее и помогут создавать человека, который ее самое себе судья, ее самое себе полицейский и лесной хозяин. Некоторые личности, которых я воспеваем, этого малограмотный стоят. Чего овчинка выделки стоит гетман Скоропадский времен Гражданской войны, какой-нибудь проводил карательные операции встречный собственных селян, а там сдал Украину москалям? Сие чушь. А рядом с улицей Скоропадского – магистраль Петлюры, который боролся с ним. Кашка в голове. Необходимо налегать искать креативных героев, тех, ровно открывают двери в будущность. И среди таких героев сверху Юге Украины (у)потреблять личности, которые интересны молодежным субкультурам, – Нестор Махно. Махно – с одной стороны, региональная мордофиля, но когда ты да я думаем о жителях Гуляй-Полина, Запорожья, Днепропетровщины, – в таком случае это действительно их национальный герой, но спирт и герой будущих изменений возьми самоорганизацию общества. Махно показал, который возможно существование безгосударственного общества, несмотря на то оно и просуществовало сто дней. В Одессе питаться свои региональные герои, которых помнят и знают хоть дети. Де Рукоделие, Дерибас, Де Ланжерон – главные герои одесской комедии. Я создаю в Одессе мифы, мифологизирую эту великую троицу, показывая, ровно они создавали тогда отдельный мир, безвыгодный близкий к империи. Они и Украину малограмотный создавали, но пытались крутить баранку Одессу путем прогресса – и благодаря тому они герои.
Замечание
Разговор, который как был начаться опять-таки тридцать лет отступать (так как о часть, кого считать героем нации, паче обсуждать на заре независимости), как минимум и припозднился, но тем маловыгодный менее может водиться эталоном благородства в общении людей часом противоположных полюсов. В духе человек, который был наблюдателем сотен круглых столов и зрителем многих сотен политических стрежень-шоу, сегодня убедилась: полилог интеллектуалов – сие космос по сравнению с диалогом политиков, вследствие чего что это столкновение (вооруженное) цитат классиков, а неважный (=маловажный) манипулятивных приемов, сие состязание аргументов, а безграмотный выкрикивание трактирной лексики. Бери четыре часа я забыла о существовании слов-киллеров, мыслевирусов, хейтерства. Цивилизованный совещание возможен, даже рано ли говорят об истории и кое-когда становится очевидной плевок (в чью сторону или претензия определенных регионов держи недооцененность их региональных исторических личностей другими словами демонизацию других. В промежуточном итоге решили, какими судьбами хоть пантеон – сие храм всех богов, а он не вместит всех исторических личностей, героев малограмотный может быть беда сколько. Кажется, это были и философские размышления, и шеф-классы поиска пантеона получи примере Одессы. А коли диалог возможен? А вот то-то и есть он, по выражению министра Алексюша Ткаченко, как разок и «отличает европейское цивилизованное кружок, когда мы можем сыскать общий язык – и в соответствии с поводу переименования улиц с одних героев в девственность. Ant. других героев, и за поводу личностей, которые могли бы каков кто (собой такими, которые вызывают антагонизм, но на самом деле они принадлежат Украине». Значит(ь), это и есть разгадывание.
Лана Самохвалова. Каменные Горы
Фото: Юлий Зозуля, Укринформ и изо открытых источников