Интeрьeр сoврeмeннoгo Кaзaxстaнa сeйчaс oгрaничивaeт тoлькo рaзмeр кoшeлькa. Нo вo врeмeнa СССР всe былo нaoбoрoт — дeньги нaличeствoвaли, a купить мoдную «стeнку» или куxoнный гaрнитур удaвaлoсь нe всeм.
Oбщeствeнныe места дизайнеры оформляли в соответствии с политикой партии. Tengrinews.kz предлагает вспомнить, как выглядели залы ресторанов, номера отелей и чем украшали стены аэровокзалов и Дворцов культуры.
1962, Алма-Ата, холл гостиницы «Казахстан», позже «Иссык». Присутствует самая «модная» мебель. Кресла с пуговицами, круглый стол под скатертью. Именно так выглядело фойе отеля, куда простым советским гражданам путь был заказан.
Алма-Ата, 1963, интерьер гостиницы «Казахстан». Основные особенности интерьера 60-х — высокие напольные лампы, бюро для работы, ковры и «венские стулья». Мебель в Советском Союзе была типовая — добротная, громоздкая и, чаще всего, лакированная.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
1978, Алма-Ата, в номере высотной гостиницы «Казахстан». На полу модный в то время, мечта любой домохозяйки, «цветной» ковер. Журнальный столик отличается массивностью, он, скорее всего, тяжелый. Кресла и диван — из одного гарнитура. Подлокотники обиты, по всей видимости, кожзамом. Тренд 70-80 х годов — крупные пуговицы на мягкой мебели.
Алма-Ата, 1963, интерьер фойе центральной городской бани. Кресла и диваны под специальными накидками. Угадываются знакомые многим деревянные подлокотники и ровные твердые сиденья.
Алма-Ата, 1981. Интерьер фойе Дворца культуры Алма-Атинского хлопчатобумажного комбината имени 50 лет октября. Внимание привлекает настенный барьельф. Советское архитектурное искусство отличалось монументальностью.
Прославлялся Человек. Изображался в космосе, за работой, в виде простого работяги — честного, гордого и справедливого, который радеет за общество и страну. На переднем фоне фото две девушки смотрят вперед, наверное, в «светлое будущее».
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
1970 год, фойе дворца молодежи, Целиноград. И снова характерные для периода СССР фрески на стенах и геометричные узоры.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
Чайная «Кара-Су» в селе Мерке Джамбульской области, июнь 1966 года. Внутренний вид. Чайные мало изменились с тех пор. И в наше время встречаются небольшие кафе, где на топчане за низким столиком можно выпить душистого чаю в жаркий полдень.
Кафе национальных блюд «Ак булак», Целиноград, 1987.
1974, Джамбульская область, интерьер ресторана «Казахстан» в селе Мерке. На этом фото, кроме картин на стенах (это могут быть также фрески или мозаики), стоит обратить внимание на колонны и потолочную плитку или то, что ее заменяет. Советские дизайнеры любили потолок в виде множества пирамидок, «смотрящих» вершиной вниз. Или же, если смотреть под другим углом — вершины четырехгранников были направлены вверх.
1979, Один из залов ресторана «Казахстан», Алма-Ата. Это помещение отличают высокие потолки, массивные колонны, множество люстр и наборный паркет.
Интерьер столовой Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, 1955 год. Типовой общепит.
1951 год, Усть-Каменогорск, столовая одной из фабрик.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
Алма-Ата, 1970 год, салон цветной фотостудии.
Художники за оформлением зала почтового отделения, Актюбинск, 1971. Основной мотив настенных барельефов — солнце, луна, звезды и геометрические узоры.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
Мозаичное панно на Ново-Карагандинском заводе горного оборудования. «Пути продукции нашего завода» гласит надпись на мозаике. Саму мозаику собирали из цветных глянцевых кусочков из спецматериала. К слову, в советское время мозаичная техника была очень распространена. В 60-70 годах это искусство приобрело идеологическую направленность. Тематика работ чаще всего — герои труда и покорение космоса.
1952, Дворец культуры, интерьер фойе, Балхаш. Перила балкона и лестницы с балясинами, массивная люстра, высокие потолки, много света и «почитаемого» советскими дизайнерами мрамора. Так может выглядеть холл и в современном здании. Из общего вида «выбивается» барельеф с изображением Владимира Ленина и Иосифа Сталина.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
Дворец культуры металлургов, зрительный зал, Балхаш. 1952 год.
Зал дворца культуры колхоза «Луч Востока» Алма-Атинского района.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
1984, Целиноград, в зале торжеств Целиноградского дворца обрядов.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
Дворец имени Ленина, Алма-Ата, 1970. Огромный холл и часто используемый мрамор — в данном случае это лестницы и колонны.
Алма-Ата, 1983 год, в фойе водооздоровительного комплекса «Арасан». Минималистический дизайн, общий вид холла напоминает космический корабль, где люстры — иллюминаторы.
Залы ожидания автостанций и аэропортов, чаще всего, оформлялись в едином стиле. Город Кустанай, 1984, зал ожидания автовокзала, тогда еще нового. Как уже говорилось, дизайнеры «любили» «острый» потолок. На полу — плиточная мозаика.
1982, зал ожидания Кокчетавского аэропорта.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
1987 год, Алма-Ата, зал ожидания автовокзала «Саяхат»
Семипалатинск, 1985 год. Зал тогда еще нового аэропорта.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК
Караганда, новый аэровокзал, 1973 год. Здесь небольшое отличие — огромная фреска или мозаика на всю стену, изображающая летящего человека. Монументальное искусство во всей красе.
Доставим самые важные новости в ваш телефон. Нажмите здесь.