Новая школьная программа: почему у детей все меньше свободного времени

Oбязaтeльныe чaсы дoбaвили, и спaсeниe — искуснoe бaлaнсирoвaниe прeдмeтaми — нa плeчax шкoльныx aдминистрaций

В кoнцe мaртa Министeрствo oбрaзoвaния и нaуки утвeрдилo типoвую oбрaзoвaтeльную прoгрaмму НУШ на 5-9 клaссoв. «Нa oснoвe гoсудaрствeннoгo стaндaртa бaзoвoгo срeднeгo oбрaзoвaния рaзрaбoтaнa и утвeрждeнa типoвaя oбрaзoвaтeльнaя прoгрaммa пользу кого 5-9 клaссoв и нaчaтa рaзрaбoткa мoдeльныx учeбныx прoгрaмм. Да мы с тобой пoлучили кoмплeксный и взвeшeнный дoкумeнт, кoтoрый мaксимaльнo учитывaeт интeрeсы дeтeй и дoстигaeт глaвныx цeлeй НУШ», – сooбщили нa сaйтe министeрствa нa пoзaпрoшлoй нeдeлe.

Кaзaлoсь бы — oбычный рaбoчий прoцeсс, ничeгo интeрeснoгo. Нo нa сaмoм дeлe в oбрaзoвaтeльнo-рoдитeльскиx кругax критикa прoгрaммы прoдoлжaлaсь eдвa ли нe всю зиму и дo сиx пoр удoвлeтвoрeннoсти принятым рeшeниeм нe виднo. Eсли кoрoткo — сущeствуют мнeния, чтo вмeстo рeaльнoгo oсoврeмeнивaния прoгрaммы, снятия лишнeй нaгрузки нa учeникoв шкoлaм фaктичeски прeдлaгaют нe oстaвлять дeтям и чaсa свoбoднoгo врeмeни в будниe век.

ПЫТКA УРOКAМИ: СКOЛЬКO ШКOЛЫ ВЫДEРЖИТ УЧEНИК?

В Минoбрaзoвaния дaли ужe нeмaлo рaзъяснeний oтнoситeльнo нoвoй прoгрaммы в целях 5-9 клaссoв учрeждeний oбщeгo срeднeгo oбрaзoвaния. Пишут, в чaстнoсти, чтo учeбнoe зaвeдeниe дoлжнo рaзрaбoтaть свoю oбрaзoвaтeльную прoгрaмму нa oснoвe типoвoй. И чтo в сooтвeтствии с этoй типoвoй oбрaзoвaтeльнoй прoгрaммoй учебная работа учащихся не увеличивается, а учебное бо может самостоятельно полагать решение относительно предметов этического направления.

Оно небось и хорошо, но при всем при том нагрузку увеличивать спустя время некуда – убыстренно у учеников 5-9 классов ранее сегодня по 7-8 уроков в табель. На площадке osvita.ua, посвященной проблемам образования в Украине и по (по грибы) рубежом, недавно стартовал онлайн-расспрашивание: Должен ли тренировочный день ученика заключаться из 7-8 уроков? 90% пользователей убеждены, будто нет. "7-8 часов в школе + домашнее фант тоже столько а времени, а то и в большинстве случаев, потому что современное подготовление направлено на самостоятельное сортоизучение материала, то уплетать ученики работают более 16 часов в день-деньской!", — комментирует интервьюирование пользовательница Александра.

"Наши малышня должны больше времени мотаться, а не сидеть до сего времени время. 8 уроков без исключения с перерывами в 10 минут – сие многовато даже ради взрослого", – считает языкоучительница под ником Эффективность. "У нас в очном расписании ровно по 7 уроков, а в пятницу – 8. Сие с учетом того, по какой причине основы здоровья, музыку и хореографию у нас ранее не преподают. Я в школу несла исключительно тетради и электронную книгу, и в таком случае – домой возвращалась такая, (как) будто целый день работала идеже-то на заводе. Вдогонку кружки. Приезжала по домам около 7 вечера выжатая, что лимон", – рассказывает питомка 8 класса Таня.

"Хотите правду? Детишки просто перегорают в школе, можете произвести социологический опрос внутри детей средней и старшей школы. Сильнее 90% учащихся невыгодный получают никакого удовольствия ото учебы. В школу ходим в какие-нибудь полгода ради общения с друзьями", – признается другая четвероклассница анонимно. А еще в комментариях – несметное число тезисов, как совершить учебный день брось и эффективнее, а знания в целом – полезнее.

Брехаловка темы тщательно изучал просветительский омбудсмен Сергей Горбачев. А ещё в конце января спирт сообщил на своей странице в Фейсбуке, почему «не всего на все(го) тщательно изучал таковой документ и готовил предложения, хотя и внимательно следил после дискуссиями — как в публичном пространстве, приблизительно и в более узком экспертном кругу». В конце концов, омбудсмен направил писулечка в министерство, в котором выразил глубокое убежденность, что документ неприемлем и нуждается в основательной переработке, потому что содержит положения, которые имеет большое значение нарушают права соискателей образования. В частности – вконец недопустимо резкое размножение учебной нагрузки учащихся, которую авторы документа предлагают учредить для детей и подростков 10-15 парение (с учетом домашних заданий). В области мнению Горбачева, возлюбленная будет гораздо боле по времени, нежели установленная действующим законодательством 40-часовая рабочая теленеделя для взрослого человека. Защитник прав и интересов учащихся в этом случае предлагал даже никак не выносить на дальнейшее заявление указанный проект стандартный образовательной программы в (видах 5-9 классов учреждений общего среднего образования, а принять к сведению предложения участников общественного обсуждения.

ПОДВЕШЕННАЯ Переделка: ШКОЛЫ ЖДУТ РАЗЪЯСНЕНИЙ С МИНОБРАЗОВАНИЯ

Еще такого маловыгодный было, чтобы предложения общественности и педагогов в такой мере игнорировали, жалуется Укринформу капитан производства одной из школ Киева. Просит безлюдный (=малолюдный) ссылаться на ее наименование, поскольку, говорит, витиевато дать профессиональный сноска относительно образовательной программы, подчас процесс ее введения суффикс замер и непонятных моментов видимо-нев. Мол, сама просила конструктивные комментарии, какие-ведь методические рекомендации через Минобразования, чтобы смыслить, как теперь оформлять учебную программу нате следующий год. Поднимала сии вопросы на различных площадках и четкого ответа приставки не- получила, будто конъюнктура после подписания приказа об утверждении программы зависла. "Предначертание издан. Если толк идет по этому приказу – так перегружены ученики. Буде нет — то приставки не- нарушим ли автор распоряжение Кабмина "Об утверждении госстандартов"? Я не знаем", — объясняет симпатия. Условно говоря, даже если урок этики доверяться только раз в двум недели – никак не нарушит ли сие государственный стандарт? Непо. Пока, признается, ее учебное коллегиум решило воспользоваться правами автономии и прокорректировать свою образовательную программу для следующий учебный годик, исходя «с норм, приемлемых во (избежание ребенка, а не наподобие написано Минобразования».

Спервоначалу, объясняет директор столичной школы, у администрации всякий раз была вариативная составляющая и симпатия могла регулировать мера часов: что-так вынести на курс, что-то – дополнительными до б для детей, которые увеличенно готовились, скажем, к олимпиадам. "Нынче госстандарт сделал множество. Ant. меньшинство этих часов обязательными, и пространства чтобы корректировки меньше. Приставки не- может ребенок конструктивно учиться больше 6 уроков в понедельник (учитывая физкультуру). Однако могу ли в настоящее время переставить часы, затем) чтоб(ы) уменьшить нагрузку получи и распишись детей, если в приказе не имеется главного – содержания предметов, модельных образовательных программ согласно новым госстандартам?"- объясняет нестройность положения руководитель школы. Модельные программы (определяют ориентировочную упорность достижения ожидаемых результатов обучения учащихся, прог учебного предмета) по слухам тоже еще обещали выпустить в свет, но пока их недостает и непонятно, может ли медресе организовать уроки круглым счетом, чтобы они стали паче интенсивными, эффективными и уменьшились в количестве.

Юрася Кононенко

Педагоги и власть (имущие) некоторых школ точно не очень (до поры) до времени разобрались, в чем краеугольный камень отличие новой образовательной программы через предыдущей, говорит старейшина главного управления общего среднего и дошкольного образования министерства Земледелец Кононенко. Раньше было (и) еще как много вариантов учебных планов – в отдельный годы до 22, и каждая комплекс выбирала свой, учитывая специализацию (углубленное зондирование иностранных языков, математики и т.д.). «Нонче для каждой образовательной отрасли (сие такая условная штука, объединяет предметы то есть (т. е.) интегрированные курсы: как-то, языково-литературная ветвь – это малорусский язык, литература, иностранные языки, литературы и языки национальных меньшинств) и предметов, которые в нее входят, общепринято минимальное, рекомендуемое и максимальное мера учебных часов, – говорит симпатия. — Мы в образовательной программе указываем только-тол рекомендуемое количество часов. Школы могут истощить минимальное количество в одной отрасли и максимальное – в прочий, если считают сие необходимым». Поелику программа, утвержденная Минобразования, точно по словам Кононенко, соответствует государственному стандарту базового среднего образования (возлюбленный утвержден Кабинетом министров Украины в сентябре 2021 годы), то такие поведение нарушением, разумеется, никак не будут.

Стандарт, о котором добро речь, устанавливает базовые умственный багаж и компетентности, которыми мальва должны обладать, оканчивая 9 ранг, они обязательны для того выполнения, объясняет сановник. Но с 2017 возраст само учебное гимнасий утверждает свою образовательную программу (держи основе типовой, которая показывает пути к выполнению стандарта). «Абстрактно школа может использовать до конца минимальное количество часов, разве считает, что интенция, определенная стандартом, полноте достигнута, – объясняет Кононенко. — Так есть все зависит с наполнения, содержания каждого часа, педагогического мастерства». Итак, можно перераспределять часики за счет баланса посередине минимальными и максимальными долго. А кроме того, до этого времени и остаются дополнительные дни для углубленного изучения предметов, курсов в области выбору (то, чего называют факультативами) и проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий, сказал Егор Кононенко. «Чтобы действительно, их итак меньше в связи с другим подходом к минимальным, рекомендуемым и максимальным часам в соответствии с предметам: это по мнению 2 дополнительных часа в 5-6 классах, после часу в 7-8 и 0,5 – в 9-х», – признает возлюбленный.

Школам остается нафигачиться балансировать между этими целый век. Скажем, есть такая образовательная ветвь — социальная и здоровьесберегающая. Хотят — могут расследовать только один интегрированный курс действий ("Здоровье, надежность и благосостояние") иль также "Этику", "Культуру добрососедства" возможно ли другие курсы нравственного направления. А нагрузку в Минобразования немаленький не считают – плотина, есть нормы невероятно допустимой нагрузки получай детей, описанные в Санитарном регламенте, и программный документ их не нарушает. «5 комната – 28 часов в неделю, 8-9 – 33, да 3 часа физкультуры в каждом классе. В части чертовски допустимой нагрузки в новом регламенте, что действует с 1 января, приемлемо не изменилось, – отмечает Кононенко. — А разрабатывали сии нормы гигиенисты и физиологи Института общественного здоровья им. А. М. Марзеева НАМН, самопроизвольно Санитарный регламент утвержден Министерством здравоохранения». Ровно по словам Кононенко, нормы нечеловечески допустимой нагрузки отнюдь не меняются уже превыше 20 лет. Хочешь прибавить нагрузку на учеников — умей действовать.

ВЫХОД — В РЕАЛЬНОМ ПРОФИЛИРОВАНИИ

С целью образование было паче качественным и чтобы дети было легче осваивать школьный направле, идти можно несколькими путями, используя внутренние резервы на разных уровнях, считает Сергиян Горбачев.

Первое, яко можно сделать – структурировать без пули материал, уменьшив формат второстепенного. Создать больше качественно проработанные интегрированные курсы, ради нагрузка уменьшилась вслед счет меньшего количества предметов. "В старшей школе — поперед 20 предметов каждую неделю, сие же практически шалишь усвоить! – говорит просветительный омбудсмен. – Больше глобальная, стратегическая поручение – давать побольше структурированное, системное отображение о мире и роли человека, сплетня в нем. Государственный общее место общего среднего образования с 2020 годы такие возможности предоставляет. Так, к сожалению, они отнюдь не были использованы кайфовый время создания стандартный образовательной программы, и потребуется числа дискуссий, чтобы осилить сопротивление “предметного шовинизма”". Сие когда учитель (и, как немаловажно, хороший педагог) искренне считает, будто только его учебная дисциплина – самый основной, а другие – си себе, какое-так недоразумение, не стоящее внимания.

Серёга Горбачев

Шаги, которые не запрещается делать уже в ту же минуту для улучшения ситуации, вдобавок можно разложить точно по полочкам по уровням сложности и уровням принятия решений.

«Перед всего, необходимо под конец отказаться от ни крошечки бессмысленной и вредной практики, когда-нибудь уроки физкультуры далеко не учитываются в общей нагрузке школьников, – уверен Горбачев. – Получай бумаге, например, 33 часа недельной нагрузки, однако еще есть 3 часа физкультуры, закачаешься время которых мальцы тоже находятся в школе. Вишь и получается – раньше 8 уроков ежедневно, кое-что сильно переутомляет детей».

Так, если решение о часах физкультуры без- зависит от школы, в таком случае можно кое-ась? сделать здесь и не раздумывая: просто изменить роспись. Например, ставить уроки попарно, чтобы уменьшить дебит подготовки домашних заданий. "Закругляйтесь не 5-6 разных предметов каждый божий день, а 3-4, и на подготовку у себя уже меньше, – объясняет Сернуля Горбачев. – Вновь один шаг – ревизовать объем домашних заданий, затем что что они иногда такие, что хлебогрыз, учитывая время в школе, работает после 10-12 часов в воскресенье, гораздо больше взрослого человека! И сие — задача администрации учебного заведения: замечать, чтобы объем времени в выполнение заданий был безлюдный (=малолюдный) больше предусмотренного государственным санитарным регламентом».

Что-то около, согласно этому документу, дебит домашних заданий следует) что-то сделать быть таким, с тем затраты времени в их выполнение малограмотный превышали во 2-м классе 45 мин, в 5-6 классах – 2,5 часа; в 7-9 классах – 3 часа; в 10-12 классах – 4 часа. Порядок — вообще очень благоустроенный документ. Устанавливает будь здоров такого, чего в реальной жизни приставки не- всегда встретишь (многие шнурки это подтвердили бы). Неведомо зачем, продолжительность уроков в первых классах приставки не- должна превышать 35 минут, вот вторых-четвертых — 40 мин. График уроков должно иметь в виду оптимальное соотношение учебной нагрузки в флюид недели, а также правильное культурооборот в течение дня и недели предметов нормально-математического и гуманитарного циклов с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения и основ здоровья и физической культуры. Присутствие составлении расписания уроков надлежит учитывать динамику умственной работоспособности учащихся в ориентация дня и недели. Вот хоть, для учеников первого класса в стрежень учебного года требуется делать дополнительный разгрузной день – рыбный день, в расписание которого приставки не- вводятся предметы, требующие значительного умственного напряжения (математика, языки). Только есть нюанс – превращение продолжительности уроков (и, не , корректировка других правил) позволяется по согласованию с соответствующим органом управления образованием и учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы. Смотри и получается, что первоклашки отсиживают в соответствии с 5 уроков по 45 минут, а «середнячки» вторично и в пятницу напрягают головы физикой с геометрией.

А общий, ситуацию с "лишними" предметами ради перестроит профилирование школы, ручаюсь Сергей Горбачев. Не более реальное, а не формальное.

"Профильная опыт с 15-ю предметами – сие нонсенс, профанация идеи, – говорит возлюбленный. – Мы изучали исследование других стран: в старшей профильной школе кажется быть 5-6 предметов и безвыгодный больше". Три обязательных предмета (избито – родной и внешний языки, математика, инцидент мировая и отечественная), и покамест 2-3 можно жениться на выбор. "И сие правильно: нужно, с намерением у молодого человека в старшей школе была потенция углубленно изучать оный объем знаний, доставать те компетенции, с которыми может красоваться связано будущее профессиональное устремление молодого человека", – даю голову на отрез образовательный омбудсмен.

Татуня Негода. Киев

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.